В православии святки – время от Рождества Христова до Крещения. При этом традиция двухнедельного зимнего праздника появилась примерно на пять столетий раньше, чем князь Владимир крестил Русь. Самый распространенный обычай на святки – колядование.
…Необычные костюмы, веселые запевки и отличное настроение – главные составляющие старинного обряда колядования. В этом году Лиза и Василиса Майоровы впервые в жизни отправились таким образом поздравлять знакомых с Рождеством.
«Коляда молода, Коляде нужна еда».
Обязательная традиция – отблагодарить колядовщиков гостинцами.
Лиза Майорова, колядовщик:
«Наше любимое занятие в коляде – это песня, начинаем петь частушки».
Николай Ананенко – бывалый колядовщик. Вместе с друзьями на протяжении многих лет на зимних каникулах он ходит по незнакомым домам, исполняя частушки и новогодние песни. Для него колядование – это своеобразное зимнее приключение, обеспечивающее адреналином, ведь не знаешь, как тебя встретят чужие люди.
Николай Ананенко, колядовщик:
«Это незабываемые эмоции и ощущения. И очень приятно смотреть на лица людей, которые довольны нашими выступлениями».
Необычные костюмы нынешних колядовщиков отсылают к тем временам, когда колядовщики переодевались нечистью, выворачивая тулупы мехом наружу и надевая маски животных. Таким образом они задабривали духов умерших предков, от которых ждали урожайного года. Также разыгрывалась история, связанная с днем зимнего солнцестояния, которое в старину объяснялось съеданием старого солнца медведем Карачуном и появлением нового светила.
Наталья Журкова, сотрудник музея «Смоленский лен»:
«Бог Коляда – это бог молодого солнца. И наши предки считали, что именно в эти денечки, когда начинает день поворачивать к весне, на тройке лошадей по небу торжественно выезжал наш Коляда».
После смерти Петра I колядование было запрещено. За участие в обряде на шесть лет отлучали от причастия. Однако традиция сохранилась, так как в ней изменилось содержание: вместо Коляды стали прославлять рождение Иисуса Христа, и языческие колядовщики превратились в христославов с Вифлеемской звездой в руках. До сих пор обе традиции существуют одновременно.
Иерей Олег Цыганов, настоятель храма Воскресения Христова:
«Сама форма колядования, если она не несет в себе форм языческих, если человек не рядится в подобие демона, если человек не говорит о чувственной стороне, страстной стороне человеческого бытия, а прославляет Христа, то это очень приветствуется церковью».
Православная церковь настолько ужилась с колядками, что их исполняют даже в храмах. А вот традиция колядования по домам, утратив сакральное значение, практически умерла, ведь из нашей жизни ушла необходимая для этого праздничного обряда открытость жизни.
Автор: Анастасия Артеменко